vintovkin (vintovkin) wrote,
vintovkin
vintovkin

Categories:

Отлить пушку. Второй подход

2012-08-01 14.14.11В прошлый раз я отливал пушки для нижней палубы галеона. Был премного расхвален френдами и несколькими справедливо раскритикован. По наводке критиков познакомился с наработками по литью в силикон. Чем и воспользовался как только в руки попала мастер-копия пушки верхней палубы. Итак, что получилось:

Как уже сказал, изготовлением мастер-копии не заморачивался: купил готовую с очередным выпуском «Великих парусников». Чуть рассверлил ствол. Вставил в дуло штырек (чтобы держать, когда буду обмазывать силиконом а позже через отверстие, сформированное штырьком будет заливаться олово). И стал покрывать тонким слоем термостойкого силиконового герметика (держит до 300 градусов, продается в автотоварах, стоит порядка 20-30 грн). Не стоит торопиться: пять тонких слоев сохнут быстрее, чем два толстых. Слой 2 мм, 2 часа между слоями. Аккуратненько разрезаем (не до конца), вынимаем мастер-копию. Внутрь засыпаем немного графитового порошка (стачиваем с карандаша) и растираем его кисточкой.

Затем делаем внешнюю форму: тонкая силиконовая оболочка может деформироваться, да и в маленькое отверстие трудно залить расплавленное олово: нужна воронка. Делаем коробочку из фольгированного картона (упаковка сока), заливаем до половины шпаклевкой (гипсом), погружаем до половины кокон. Если шпаклевка густая – кокон тонуть не будет. Как застынет, делаем несколько углублений (чтобы впоследствии сопрягать по ним обе половники внешней формы), смазываем все вазелином (маслом, графитом) – чтобы вторая половинка не прилипла. Заливаем все гипсом – формируем вторую половинку формы. Ждем.


Как засохнет, раскрываем картонку, разделяем половинки, вырезаем в гипсе литник и литниковую чашу (воронку, через которую будет залито олово). Сушим. Плавим в ложке брусок припоя (у меня олово 40%, свинец 60% - хотя подойдет любой). Заливаем. Получилась ерунда. Мы же забыли сделать выпары! Куда воздуху деваться например из тех «ручек», на которых пушка висит на лафете? Накаляем скрепку – прокалываем силикон. Если колоть, например, холодной иглой – ничего не выйдет – отверстие «стянется». Поэтому обязательно раскаленной до красна толстой иглой или скрепкой. В остальном воздух вполне способен выйти сквозь разрез. Куда он денется из внешней формы – вообще пусть вас не беспокоит.
2012-08-01 17.53.56

Опять вышло не очень. Расширяем литник. Тоненький канал, через который проливается олово в форму недопустим. Во-первых, он должен быть потолще. Во-вторых покороче. Лучше сделать его конусным. Литниковая чаша должна быть высокая и достаточно массивная. Она в совокупности с хорошим «проходом» в форму обеспечит достаточное давление и металл затечет во все щели.

2012-08-01 17.53.03

Немного теории: давление в жидкости зависит от плотности жидкости и глубины, но не от формы сосуда. Т.е. давление расплавленного металла внутри формы, создаваемое столбом расплавленного металла зависит от высоты литника, а не от его массивности. Но все же он должен быть достаточно массивным: легше проливаться металлу, и он меньше остывает по пути. Кроме того, исходя из теории, в массивной чаше металл застывает долго и компенсирует усадку металла в форме. Т.е. в маленькой форме металл должен начать кристаллизироваться раньше, чем в массивном литнике. Пушечка застывая сжимается, но раковины не образуются, потому что сверху доливается еще расплавленный металл. Правда это в теории. Насколько существенна усадка оловянно-свинцового сплава в наших условиях – не оценивал.

2012-08-01 18.00.42

Итак пробуем еще раз – вуаля! Всем, кто говорил, что лить без центрифуги невозможно посрамлены. Есть еще метод создания дополнительного давления: как только сверху образовалась корочка вдавливать металл (внутри он еще жидкий) какой-нибудь деревянной палочкой. Пробовал – в моем случае это оказалось лишним. Если конструктивно будет сложно обеспечить достаточно легкий проход металла в форму и будет получаться плохо – попробуйте. Я в прошлый раз пробовал – помагало.

О том, как обрабатывал и меднил полученные отливки -  в следующий раз.

Выводы: Способ литься в силикон очень понравился. Качество отличное. В сравнении с литьем напрямую в гипс не так сложно. Во-первых, потому, что не нужна вакуумная камера, чтобы из гипса выгонять пузырьки воздуха, во-вторых силикон обеспечивает гладкую поверхность и отлично передает мелкие детали. Благодаря своей эластичности, мелкие детали не скалываются. Форма не боится «замков» Даже если разрез будет выполнен не строго пополам – пушечку можно вынуть. Форма достаточно износостойкая. Я отлил два десятка – больше просто не понадобилось.

Немного неудачно вышло то, что ствол со стороны дульного среза вышел так себе (пришлось поработать надфелями). Потому что здесь и форма имеет разрез (немного сплющило), да еще литник. А ведь именно дульный срез торчит из бортов корабля – то есть это самая заметная часть пушки. Так что в следующий раз попробую лить не через дуло, а куда-нибудь снизу или сзади. Еще есть вариант делать безразъемную форму типа «чулок», но тогда придется лить без «ручек» для лафета, а их вставлять позже. Вот как-то так:


2012-08-12 17.02.31


Напоследок важная новость: армрестлинг скоро может стать олимпийским видом спорта. По-крайней мере, оказывается есть серьезные федерации армлеслинга и они к этому стремятся.
И последнее: когда все, кто купил зеркалку мнят себя фотографами, бывает сложно найти свадебного фотографа, а не просто ремесленника, который сделает стандартное фото вашей свадьбы на фоне стандартного памятника. Хорошо, что есть интернет, где можно посмотреть портфолио.

Tags: Великие парусники, галеон, моделирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments